Антикоррупционная экспертиза проектов НПА

Правила проведения экспертизы муниципальных правовых актов  и проектов муниципальных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции      

 

  1. Общие положения

1.1. Правила проведения экспертизымуниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов  в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее -Правила) устанавливают основные принципы, сферы и порядок проведения антикоррупционной экспертизы   муниципальных правовых актов и их проектов.

1.2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:

- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов муниципального образования «Беченчинский наслег» и их проектов  (далее- экспертиза) - деятельность направленная на выявление в тексте муниципального правового акта или его проекта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности и выработку рекомендаций по их ликвидации  или нейтрализации вызываемых ими коррупционных действий ( коррупционных рисков);

- коррупциогенность муниципальных правовых актов и их проектов – наличие в муниципальном правовом акте одного или несколько коррупциогенных факторов;

- коррупциогенный фактор – нормативно-правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или совокупность нормативных предписаний), которая сама по себе или по взаимосвязи с иными нормативными положениями создает возможность  совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий;

- коррупционные действия -  действия или бездействия лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, должности в муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях (далее – Исполнители), направленные на незаконное получение денежного вознаграждения, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ с использованием должностных полномочий, а равно действия физических и юридических лиц, направленные на незаконное предоставление указанным должностным лицам   или в их интересах иным лицам денежных средств, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ;

- дискреционные полномочия органов местного самоуправления – совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц, представляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных муниципальными правовыми актами вариантов управленческих решений;

- административные процедуры – закрепленные в муниципальном правовом акте порядок последовательного совершению юридически значимых действий на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (например, ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).

1.3. Экспертиза проводится на основе следующих принципов:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления;

2) обеспечение гласности и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления;

3) прозрачность процесса принятия управленческих решений;

4) объективность проведения антикоррупционной экспертизы.

1.4. В ходе экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупционные факторы:

1) ненадлежащие установление дискреционных полномочий   органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц;

2) завышенные требования к физическим и юридическим лицам, реализующим субъективные права и обязанности во взаимодействии с органами местного самоуправления, их структурными подразделениями и должностными лицами;

3) отсутствие или дефекты административных процедур;

4) отсутствие или дефекты конкурсных (аукционных) процедур;

5) ненадлежащие определение функций, обязанностей, прав и ответственности лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, должности в муниципальных учреждениях и предприятиях.

Содержание коррупциогенных факторов, а так же процедура их выявления и устранения определяются методикой экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов на коррупциогенность, утверждаемой решением представительного органа муниципального образования «Беченчинский наслег».

1.5. Не являются предметом экспертизы следующие дефекты муниципальных правовых актов:

1) юридические коллизии нормативных предписаний, содержащихся в одном правовом акте, различных правовых актов, в том числе не соответствия содержания нормативных предписаний положениям  правового акта, имеющего большую юридическую силу;

2)издание муниципального правового акта органом или должностным лицом с превышением своей компетенции;

3) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования и вступления в законную силу муниципальных правовых актов;  

4) нарушение установленной формы муниципального правового акта;

5) нарушений требований юридико-технического качества  муниципального правового акта.

Выявление названных дефектов муниципального правового акта является предметом общей правовой экспертизы, и такие дефекты являются обстоятельствами, создающими условия для возможного  возникновения коррупционных факторов.

 

 

 

2. Общие требования к экспертизе

  2.1. Экспертиза проводится в отношении  действующих муниципальных правовых актов, а так же в отношении их проектов:

1) определяющих порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом;

 2) устанавливающих административные регламенты предоставления муниципальных услуг и выполнения отдельных муниципальных функций;

3) регулирующих порядок организации работы по размещению муниципального заказа;

4) устанавливающих порядок организации работы по рассмотрению обращений граждан в органы местного самоуправления.

2.2. Не проводится экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных правовых актов. В случае внесения изменений в муниципальные правовые акта, которые ранее были предметом экспертизы, в отношении их может быть проведена повторная экспертиза.

2.3. Экспертиза проектов муниципальных правовых актов проводится наслежной  комиссией по противодействию коррупции (далее – Комиссия) в соответствии с Методикой.

2.4. Экспертиза муниципальных правовых актов проводится Комиссией по мере их  поступления на экспертизу. Экспертиза действующих муниципальных правовых актов  проводится в соответствии с планом, разрабатываемым Комиссией и утверждаемым решением представительного органа муниципального образования «Беченчинский наслег».

 

  1. Порядок проведения экспертизы

 

3.1.           Разработчик после прохождения правовой экспертизы и согласования со всеми заинтересованными лицами направляет проект муниципального правового акта, подлежащего экспертизе, секретарю Комиссии  в бумажном и электронном виде с сопроводительным письмом на имя председателя Комиссии.

3.2.           В случае, если проект муниципального правового акта не соответствует пункту 2.1 настоящих Правил, экспертиза не проводится, муниципальный правовой акт возвращается органу администрации (должностному лицу), направившему муниципальный правовой акт на экспертизу.

3.3.           Проект муниципального правового акта, подлежащего экспертизе, рассылается секретарем всем членам Комиссии для проведения предварительной экспертизы. Заседание Комиссии проводится в срок до 5 дней с момента поступления проекта муниципального правового акта на экспертизу.

3.4.           По результатам проведения экспертизы  муниципального правового акта или проекта муниципального правового акта составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности муниципального правового акта (далее – Заключение).

3.5.              В заключении комиссии отражаются следующие  сведения:

1)                дата и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу  лицах;

2)               реквизиты муниципального правового акта, проходящего Экспертизу;

3)               перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов)  муниципального правового акта; проекта муниципального правового акта, в которых эти факты выявлены;

4)               оценка степени коррупциогенности  каждого фактора в отдельности и проекта муниципального правового акта в целом;

5)                предложения  о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов.

3.6.           В случае если при проведении экспертизы в проекте муниципального правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, об этом указывается в заключении.

3.7.           Заключение подписывается председателем и секретарем Комиссии.

3.8.           Заключение Комиссии вместе с проектом муниципального правового акта направляется   органу администрации или должностному лицу, компетенции которых относится подготовка соответствующих муниципальных  правовых актов в течение трех дней с момента утверждения заключения.

3.9.           В случае установления коррупциогенности действующего муниципального правового акта муниципального образования «Беченчинский наслег»,  представительного органа муниципального образования «Беченчинский наслег» заключение отправляется главе муниципального образования «Беченчинский наслег», председателю представительного органа муниципального образования «Беченчинский наслег» для организации работы по внесению изменений по внесению соответствующего муниципального правового акта изменений. Направленных на устранение коррупциогенности в муниципальном правовом акте.

3.10.        Руководитель органа местного самоуправления  в течение 30 дней со дня получения заключения о коррупциогенности  подготовленного органом муниципального правового акта или проекта муниципального правового акта обязан представить в Комиссию  проект нового муниципального правового акта, устранив выявленные коррупциогенные факторы, для проведения повторной экспертизы.

3.11.        Проекты муниципальных  правовых актов установленных в пункте 2.1 настоящих Правил сферах деятельности органов местного самоуправления представляются разработчиком на утверждение главе муниципального образования «Беченчинский наслег», председателю представительного органа муниципального образования «Беченчинский наслег» только совместно с результатами экспертизы и информацией  о принятых мерах по устранению выявленных коррупциогенных факторов.

3.12.        Проекты муниципальных правовых актов и результаты экспертизы подлежат  обнародованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Приложение № 2

                                                                                         к решению

наслежного Совета депутатов

муниципального  образования

«Беченчинский наслег»

от 8 февраля  2010 г.№1-7

 

Методика экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов на коррупциогенность

1. Общие положения

 

1.1. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).

2.2. В настоящей методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии муниципальных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.

Коррупционными факторами признаются положения муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении муниципальных правовых актов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенными нормами признаются положения муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.

 

2. Основные правила

проведения экспертизы на коррупциогенность

 

2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы муниципального правового акта и проекта муниципального правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.

2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

 

3. Коррупционные факторы

 

3.1.. Коррупционными факторами являются:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера.

8. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3.2. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в муниципальном правовом акте и проектах муниципальных правовых актов нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных  служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

3.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).